Эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) выделили среди всех российских морских перевалочных комплексов только четыре специализированных угольных терминала. В новом отчете ИПЕМ «Экономические и экологические проблемы развития российских угольных терминалов» к стивидорным компаниям, осуществляющим перевалку угля через высокотехнологичные специализированные угольные терминалы отнесены: АО «Восточный порт» (порт Восточный), АО «Дальтрансуголь» (порт Ванино), АО «Ростерминалуголь» (порт Усть-Луга), АО «Торговый порт Посьет» (порт Посьет).
К специализированным терминалам отнесены стивидорные предприятия, которые имеют
специализированное высокотехнологичное оборудование для выгрузки, очистки, хранения, транспортировки и погрузки угля на судно, а также современное природоохранное оборудование (оросительные, пылеподавляющие установки и т. п.).
К специализированному оборудованию эксперты относят: вагоноопрокидыватели, размораживающие установки и бурорыхлительные установки, системы очистки угля от посторонних включений системы транспортировки угля (конвейеры, питатели, бункеры, перегружатели и т. п.), стакер-реклаймеры, штабелеукладчики, судопогрузочные машины.
Указанные российские специализированные угольные терминалы в полной мере отвечают названным параметрам.
За последнее десятилетие добыча угля в России увеличилась на 31% (с 314 до 410 млн тонн), доля экспорта в структуре отгрузки превысила 50%. Доля России на мировом рынке угля выросла с 6% в 2000 году до 14% в 2017 году. Более того, складываются условия для дальнейшего роста экспорта угля, что было отмечено, в частности, президентом России ходе заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности.
Большая часть отгрузки угля на экспорт (71% в 2017 году) осуществляется через морские перевалочные терминалы, которые являются ключевым звеном в схеме поставок. Рост потребности в услугах стивидорных компаний покрывается как за счёт строительства новых специализированных терминалов, так и за счёт загрузки старых мощностей, в том числе в универсальных перегрузочных комплексах.